В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен ряд положений, направленных на противодействие коррупции.
В частности, установлен запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц. Так, членами комиссии не могут быть: эксперты, оценивающие извещение, документацию о закупке (если ее наличие предусмотрено), конкурсные заявки; лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки (например, ее участники); участники (акционеры) организаций, подавших заявки на участие в закупке, члены их органов управления, кредиторы участников закупки; должностные лица органов контроля, осуществляющие контроль в сфере закупок.
Установлено требование к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов между ними и заказчиком.
Предусмотрена возможность оспорить действительность контракта в суде при наличии личной заинтересованности руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы.
Такая заинтересованность заключается в возможности получения этими лицами выгоды не только для себя, но и для третьих лиц.
Установлен запрет на участие в закупках физических лиц с непогашенной или неснятой судимостью за определенные преступления, а также юридических лиц, где такие физические лица являются руководителями, членами коллегиального исполнительного органа, лицами, исполняющими функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера. К данным лицам не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товаров (работ, услуг), являющихся объектом закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Также к закупкам не допускаются юридические лица, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.
Предусмотрено общественное обсуждение отдельных закупок, а также различные механизмы контроля за закупочной деятельностью, в том числе общественный контроль.
Законом также установлены требования к экспертам, экспертным организациям, а также запрет на участие специализированной организации в закупке, в рамках которой она осуществляет функции организации, выполняющей отдельные функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по разработке документации о закупке, размещению в единой информационной системе и на электронной площадке информации и электронных документов, предусмотренных законом, иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Одной из мер, применяемых заказчиками, может быть использование антикоррупционной оговорки в контрактах.